people_to_go (people_to_go) wrote in cheaptrip,
people_to_go
people_to_go
cheaptrip

Categories:

Мандалы

no_rss

id:786817

«Мандала – это карта внутреннего мира, который мы хотим
исследовать и понять, отважившись на медитацию»
©Лама Анагарика Говинда

Мандалы бывают разные. Будийские монахи делают эти сакральные круги с кучей мелких узоров и символов из песка, для них сам процесс сооружения мандалы – медитационная практика, а уж разрушение  (все преходяще) – и подавно. Некоторые монахи мандалы рисуют или вышивают, поэтому их можно купить и в монастырских магазинчиках, и на рынках Катманду, Мумбаи, в Арамболе и в Бангкоке, и в сотне других городов Востока. А еще мандалами называют всякие-разные нарисованные кем угодно разноцветные круги, но тут речь скорее идет о форме, а не о смысле.

Слово «мандала» имеет много значений: круг, колесо, пространство, собрание, сфера. В буддизме –измерение, мир. А еще точнее – мир спасения, «чистый мир будд». Но хочется немного понимать, что же все эти штуковины внутри означают.

Что нарисовано в мандале.

Внутренний круг (измерение будда-форм и просветленных, мир божеств) вписан в квадрат и снова в круг (Вселенная). Чаще будд и бодхисаттв рисуют в виде символов или слогов, иногда божества (или аспекты, как их еще называют) держат ритуальные атрибуты, и каждый сидит на своем особом месте, соответствующем его развитой активной просветленной способности. Обычно их пять – единство пяти мудростей.

Квадрат – это четыре направления по сторонам света с воротами – выходами во Вселенную. Поле квадрата делится на четыре части (и пятая – центр). Каждая имеет свой цвет: синий – центр, белый – восток, желтый – юг, красный – запад, зеленый – север, и каждому направлению соответствует свой аспект.

Мандала может быть плоской и объемной, создаваться на ткани, бумаге, песке, сделана из металла, камня или дерева, в общем – из чего угодно. Когда-то давно Тибет был богатой страной, и монахи для рисования измельчали в порошок драгоценные камни. Сейчас в монастырях используют дробленый мрамор, выкрашенный в разные цвета.

У монаха может уйти на создание мандалы не один месяц. Чаще всего используют именно цветной мраморный или драгоценный песок, и каждый элемент создается с особыми ритуалами, поэтому готовая песочная мандала – такое хранилище-сосредоточение энергии.  Затем ее разрушают, потому как создается мандала в состоянии непривязанности и непостоянства. Все проходит, ничто не имеет значения, раз – и нет мандалы.

ЗАЧЕМ ОНИ НАМ.

Мандала нужна для целостности, если говорить просто. Поэтому и ее минутное созерцание (просто так, чтобы дать глазам отдохнуть), и глубокая медитация, так или иначе, направлены на осознание единства, баланса и гармонии (даже в виде фона на рабочем столе компа).

Мандалу считают изобретением буддистов. Внимание Запада к ней привлек К.Г. Юнг, обнаружив ее в подсознании своих пациентов. «Когда я узнал, что значит мандала, я достиг конечного знания», – это его фраза. Считается, что изображение мандалы принес в Тибет из Индии гуру Падмасамбхава, и уже в Тибете затем были созданы наиболее сложные символические формы.

Монахи учатся рисованию мандалы годами, сдают экзамены, и, вместе с тем, каждая мандала – очень индивидуальна, и во-многом выражает характер ее автора. Каждой мандале соответствует своя мантра, своя визуализация и своя медитационная практика. И рисовать их могут только люди, прошедшие специальное обучение, хотя – для себя может рисовать каждый.

Некоторые ученые считают, что форма мандалы заложена везде: в микро- и в макромире: в атоме, снежинке, цветке, орбите планеты и галактике. Так что мандала из ракушек на песке – тоже сакральный символ, ведь главное – внутреннее состояние. Есть даже такая форма психотерапии – рисовать или раскрашивать мандалы: успокаивает, помогает преодолеть чувство тревоги, раздвоенности и даже глобального одиночества.

В буддизме есть легенды о просветлении через рисование или созерцание мандал. Например, один монах, находясь в медитации, нарисовал врата Сукхавати, дверь в восточный рай Амитабхи. И повесил эту шелковую картину на стену своей кельи. Через какое-то время, опять погрузившись в медитацию, он подошел к картине, прошел через ворота, которые сам нарисовал, и исчез навсегда. Так он достиг нирваны.

Конечно, просветлиться можно и ромашку созерцая, или напольный вентилятор. Но когда рисуешь дверь самостоятельно, наверняка открыть ее шансов немного больше)

Ну а что делать с мандалой нам, не-буддийским не-монахам? Во-первых, ее приобрести (в любом виде, причем здесь можно вполне доверять «зову сердца», по принципу: нравится – не нравится). В Индии, Непале, Таиланде, Китае и других восточных странах лавочки, где торгуют нарисованными или даже вышитыми золотыми нитями мандалами, есть и на крупных рынках, и при монастырях.

Медитация на мандалу имеет свою особенность: лучше рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке, прислушиваясь к своим ощущениям. Можно воспроизводить ее мысленно. И рисовать самому.  Говоря, что если создавать ее с каким-то сильным намерением, то оно может исполниться. Но лучше – без всяких мыслей и желаний, все-таки буддийское просветление – дело такое, непривязанное)

Адреса некоторых монастырей, где можно увидеть песочные мандалы и купить другие, а еще поступить в монашеское обучение не только на рисование мандал, но и на ламу выучиться :

Южная Индия. Карнатака. Монастырь Дрепунг Гоманг Дацан. Monastic Administrative Office. P.O. Tibetan colony 581-411. Distt: Karwar. Karnataka State.INDIA. Tel: 91-8301-245619/246084
http://www.gomang.org

Северная Индия. Дхармсала.  Тантрический монастырь Гьюто

P.O. Sidhbari-176057, Dharamsala, Distt Kangra (H.P.) INDIA. Tel: 91 (1892) 236154/234608
www.gyutomonastery.com

Монастырь Норбулингка, Norbulingka Institute. PO Sidhpur. (Nr Dharamsala). Distt Kangra. HP 176057 www.norbulingka.org

Буддийские монастыри Непала ищем Здесь

Tags: be4ud, edutainment, people-to-go, Индия, Непал, здоровье, предложение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment